Вы здесь

Підготовка баскетбольних команд в гуманітарних вищих навчальних закладах з урахуванням психофізіологічних здібностей гравців

Автор: 
Воробйова Валерія Олександрівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U002014
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач в настоящем исследовании применялись следующие методы:
1. Анализ литературных источников. Результаты анализа литературы, посвященной вопросу особенностей построения учебно-тренировочного процесса в баскетбольных командах гуманитарных вузов, освещены в первой главе.
2. Метод технического протоколирования игр.
3. Педагогическое тестирование. При проведении педагогического тестирования применялись тесты, рекомендованные для выявления уровня специальной физической и технической подготовленности баскетболистов.
4. Экспертная оценка техники выполнения основных технических приемов.
4. Психофизиологические методы исследования, которые включали определение показателей чувства времени, скорости реакции, уровня внимания, способности к сосредоточению, умственной врабатываемости и психологической выносливости, а также определение субъективной оценки воспринимаемой напряженности нагрузки, способности дифференцировать усилие. Показатели чувства времени определялись также в условиях тренировки.
5. Физиологические методы исследования, в которых регистрировались показатели вегетативного баланса, ЧСС в состоянии покоя, непосредственно после выполнения теста на выносливость и в период восстановления, а также показатели ортостатической устойчивости.
6. Педагогический эксперимент с применением современных информационных технологий и разработанной методики подготовки баскетболистов гуманитарных вузов на основе их индивидуальных особенностей.
7. Методы математической статистики с применением факторного и кластерного анализа, сравнения средних и дисперсионного анализа.
Рассмотрим перечисленные методы подробнее.

2.1. Метод анализа литературных источников
При анализе уровня освещенности в современной литературе проблемы подготовки баскетбольных команд гуманитарных вузов было проанализировано 290 литературных источников. На основании литературных данных было установлено, что подготовка студенческих баскетбольных команд имеет свои сложности в связи с противоречием в задачах, связанных с необходимостью стремления к максимальным спортивным результатам, и необходимостью профессионального совершенствования в избранной профессии. Кроме того, существуют объективные сложности организационного характера при построении учебно-тренировочного процесса в студенческих баскетбольных командах. Ряд авторов указывает также на наличие определенных особенностей в процессах высшей нервной деятельности у студентов-"гуманитариев" и "естественников": гуманитарные профессии требуют большего развития художественного типа мышления, а технические профессии требуют большего развития логического типа мышления. Однако вопрос учета особенностей типа и особенностей мышления при построении учебно-тренировочного процесса по баскетболу в гуманитарных вузах в имеющихся на данный момент научных исследованиях не рассматривался. Не рассматривался также и вопрос учета индивидуальных особенностей студентов-баскетболистов при подготовке студенческих баскетбольных команд. Поэтому разработка данных положений требует проведения экспериментальных исследований и теоретических обоснований.

2.2. Метод технического протоколирования игр

Техническое протоколирование игр проводилось независимым экспертом в играх с главными соперниками. Всего было проанализировано 11 игр. Эффективность деятельности каждого игрока определялась на основе технических протоколов игр с помощью вычисления специальных коэффициентов суммы "положительных" и "отрицательных" очков [25,124]. Однако формулы определения суммы "положительных" и "отрицательных" очков были немного модифицированы, и в нашем исследовании имели такой вид:

(РБ1*%Б1/%Б1м+ РБ2*%Б2/%Б2м+ РБ3*%Б3/%Б3м+2,5С+1,5Ч+1,3П)-К*Т/200+1,5*Пп
Э= ---------------------------------------------------------------------------------------------
Т

S+ = РБ1*%Б1/%Б1м+ РБ2*%Б2/%Б2м+ РБ3*%Б3/%Б3м+2,5С+1,5Ч+1,3П (2)

S- = К*Т/200+1,5*Пп

где:
S+ - сумма набранных "положительных" очков;
S- - сумма "отрицательных" очков за ошибки в нападении и защите;
Т - время участия в игре;
РБ1 - результативность игрока, набранная 1- очковыми бросками;
Б1 - процентное значение попаданий 1-очковых бросков;
Бм1- процентное значение попаданий 1-очковых бросков по модельным данным;
РБ2 - результативность игрока, набранная 2-очковыми бросками;
Б2 - процентное значение попаданий 2-очковых бросков;
Бм2- процентное значение попаданий 2- очковых бросков по модельным данным;
РБ3 - результативность игрока, набранная 3-очковыми бросками;
Б3 - процентное значение попаданий 3- очковых бросков;
Бм3 - процентное значение попаданий 3-очковых бросков по модельным данным;
А - количество атакующих передач;
О - количество овладений мячом, отраженных бросков;
П - количество перехватов мяча;
С - количество взятых отскоков возле своего щита;
Ч - количество взятых отскоков возле щита соперника;
Пп - количество потерь мяча;
Ф - количество фолов;
К - количество очков, полученных командой в игре.

В исследовании приняли участие игроки основного и дублирующего составов команды Горловського педагогического института иностранных языков. Были проанализированы данные игровой результативности и эффективности согласно данным техническим протоколов, которые велись по стандартной методике (приложение А, рис.2.1). Всего было проанализировано 11 игр, до начала эксперимента и после эксперимента в которых участвовало 12 человек контрольной и 11 человек экспериметальной групп.
Вычисление эффективности игровой деятельности проводилось в компьютерной программе "EXEL" по этапам, описанным в работе [124] и приведенным в приложении А.
При техническом протоколировании игр фиксировались также применяемые г