Вы здесь

Вплив динамічних режимів поз на психосоматичні характеристики адаптаційних можливостей організму підлітків

Автор: 
Собяніна Галина Миколаївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U002358
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

2. 1. Организация исследования.
В исследовании принимали участие 150 практически здоровых школьников в возрасте от 12 до 15 лет (из них 90 мальчиков и 60 девочек), обучающиеся в СОШ № 7 г. Ялты. Методом случайной выборки подростки были разделены на две группы: основную и контрольную, которые были сопоставимы по возрасту и полу. Распределение подростков, принявших участие в исследовании, представлено в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Распределение подростков, принимавших участие в исследовании, по возрастно-половым характеристикам (n=150)
Возраст Основная группа Контрольная группа Мальчики Девочки Мальчики Девочки12-13 лет 20 14 20 1414-15 лет 25 16 25 16
В соответствии с поставленными целью и задачами настоящее исследование проводилось в четыре этапа:
На начальном этапе осуществлялся анализ научно - методической литературы, уточнялась методология экспериментальных исследований, особенности выполнения реабилитационных методик и оценки состояния исследуемых. Осуществлялась подготовка к предстоящему забору материала: был сконструирован и изготовлен цифровой измеритель угла поворота (Собяніна Г.М. Деклараційний патент на корисну модель рег. № 13773, МПК G01В 5/00 G01В 7/30 "Цифровий вимірник кута повороту", Опубл. 17.04.2006. Бюл. № 4.). Помимо этого, была создана компьютерная программа по определению статического положения тела (Собянина Г.М., Буков Ю.О. Свідоцтво авторського права на комп'ютерну програму визначення статичного положення тіла № 14251 від 28.09.2005.).
На втором этапе проводилось углубленное медико-биологическое обследования подростков с целью изучения функционального состояния физиологических систем организма школьников. Изучали показатели физического развития, физической работоспособности и гематологические показатели. Были проведены исследования параметров систем кровообращения и органов дыхания. Проведение исследований включало также психологическое и биомеханическое обследование. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики.
На третьем этапе подростки контрольных групп занимались по традиционной образовательной программе при обычном двигательном режиме. Школьники основных групп обучались в режиме сенсорного и психомоторного раскрепощения по системе В.Ф.Базарного.
На заключительном этапе исследования, по прошествии одного года, у подростков основных и контрольных групп проводилась комплексная оценка функционального состояния физиологических систем организма.
Исследования, составившие содержание настоящей работы, проводились в период 2003/2004 и 2004/2005 учебного года в г. Ялте.

2. 2. Методы исследования.
Для практической реализации поставленной цели и задач исследования нами применялись следующие методы:
1. Антропометрические методы исследования.
2. Нагрузочное тестирование.
3. Реография.
4. Спиропневмотография и газовый анализ выдыхаемого воздуха.
5. Гематологические методы исследования.
6. Биомеханические исследования.
7. Кинемометрическое исследование.
8. Психологические методы исследования.
9. Методы математической статистики.
2.2.1. Исследование физического развития школьников осуществлялось с помощью антропометрии. В качестве исследуемых показателей использовали длину и массу тела. Расчетным методом определяли индекс массы тела (ИМТ, г/см) и показатель пропорциональности развития [76].
2.2.2. Изучение физической работоспособности проводили на велоэргометре ВЭ-02 с помощью двухступенчатого теста. Использовали ступенеобразную, увеличивающуюся по мощности физическую нагрузку. Продолжительность каждого этапа работы для достижения устойчивого состояния составляла 5 мин, период отдыха между нагрузками - 3 - 5мин. Уровень нагрузки устанавливался в зависимости от уровня физического развития подростков: величина первой нагрузки равнялась 1 Вт на кг массы исследуемого, величина второй - 1,5 Вт/кг. С целью дозирования величины внешнего воздействия использовали номограммы В.Л.Карпмана [112]. Для оценки аэробных возможностей организма косвенно определяли величину максимальной скорости потребления кислорода (МПК, л·мин1), затем рассчитывали ее относительное (МПК/кг, мл·мин-1) и должное значение (% ДМПК). При расчете уровня физической работоспособности использовали мощность физической нагрузки (W, кгм·мин-1), частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин). Общую физическую работоспособность определяли при ЧСС равной 170 уд/мин (PWC170, кгм·мин-1), при помощи математической экстраполяции по формуле В.Л. Карпмана [112, 201].
2.2.3. Исследование системы кровообращения проводили реографическим методом [237,180]. Для этого в работе применялся реоанализатор РА 5-01. Регистрацию реограммы производили в покое на задержке дыхания при неполном выдохе. Исследуемому накладывали электроды и датчики, в частности использовали тетраполярный вариант наложения (область лба, шеи, грудины, солнечного сплетения). В блок отображения информации реоанализатора вводили необходимые для вычисления показателей данные о пациенте: длина и масса тела, возраст, пол, расстояние между электродами в области лба и грудины (РЭ). Прибором регистрировалось 4 цикла следующих друг за другом дифрео- и кардиосигналов, индицированные на табло в виде таблиц и графиков.
В качестве изучаемых гемодинамических показателей использовали: частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолический объем крови (СО, мл), ударный индекс (УИ, мл/м2), минутный объем крови (МОК, л/мин), сердечный индекс (СИ, л/мин/м2); двойное произведение (ДП, усл. ед.), общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС, дин с-1м-5), работа левого желудочка (Рбт, кгм), длительность сердечного цикла (ДСЦ, с). Расчетным методом определяли показатель внешней работы миокарда (ВРМ, усл.ед.) по формуле [81]:

ВРМ = СО х СДД,

где ВРМ - показатель внешней работы сердца