Вы здесь

Моделювання спеціальної фізичної підготовленості борців високої кваліфікації в заключному макроциклі на етапі максимальної реалізації індивідуальних можливостей

Автор: 
Коленков Олександр Васильович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U002409
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Методология и методы исследования
Методологическую основу исследований составили положения и принципы системного подхода [4, 13, 224], концепции сопряженного развития физических качеств [63, 64, 87, 144, 145], совершенствования спортивной подготовки [113, 114, 145, 146], построения движений [21, 22, 104, 153], теории функциональных систем [13, 184-186], и др.
Целесообразность применения принципов системного подхода базировалась на том, что доминировавший в исследованиях многих авторов аналитический подход не позволил им подойти к освещению структуры подготовленности борцов как к системе, в которой, многовариантность соотношений и взаимосвязей составляющих ее компонентов (определяемых возрастом, квалификацией, тренированностью, весовой категорией и другими факторами), детерминирует высокий спортивный результат.
В контексте оценки СФП борцов, резервных возможностей их моторной системы, системному анализу были подвергнуты: уровень развития, соотношение и взаимосвязи отдельных морфометрических параметров, двигательных качеств, уровень специальной работоспособности.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса общепринятых и специальных методов исследования.
Применение комплекса исследовательских методик для анализа СФП квалифицированных борцов диктовалось тем, что спортивный результат в борьбе в значительной степени определяется уровнем физического развития, соотношением и взаимосвязями различных ДК, КС, с которыми, в свою очередь, тесно взаимосвязаны и другие компоненты структуры подготовленности: техническое мастерство спортсменов, тактика ведения поединка, функциональное состояние. Поэтому изучение одной из ведущих компонент структуры подготовленности спортсменов-борцов - физической, осуществлялось комплексно, с применением различных (в том числе инструментальных) методик. Другой причиной выбора такого направления исследований было то, что в последние годы, в связи с изменившимися правилами соревнований в спортивной борьбе, значительно повысилась роль скоростно-силовой подготовленности и специальной работоспособности спортсменов, даже в ущерб уровню роста технической подготовленности - резко выросли требования, прежде всего, к физической и функциональной подготовленности борцов. Однако как показал анализ литературы, имеющиеся сведения не характеризуют в полной мере СФП спортсменов и ее взаимосвязей с другими компонентами структуры подготовленности спортсменов - функциональной, энергетической, технико-тактической, психологической.
Все это и определило выбор направления и методов исследований.
Системный подход определил также адекватные методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов, в том числе и с позиций отражения ими резервных возможностей двигательной системы борцов.
Для решения поставленных в исследовании задач проводились:
1. Теоретический анализ и обобщение литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы педагогического тестирования (с использованием инструментальных методов исследования: калиперометрия, тензодинамометрия, теппингметрия, тесты специальной работоспособности и другие методы).
4. Методы компьютерного графического анализа и математической статистики.

2.1.1. Теоретический анализ и обобщение литературы. При работе с литературными источниками были получены и проанализированы конкретные подходы и методы, используемые для оценки физической подготовленности борцов - ее структуры, физического развития, проявлений специальных двигательных качеств, функциональной подготовленности, определяющих специальную работоспособность. На этой основе был проведен анализ общих тенденций в изучении различных сторон структуры подготовленности квалифицированных борцов, и была установлена отчетливая тенденция возрастания требований к скоростно-силовой и функциональной подготовленности спортсменов. На следующем этапе теоретического анализа научной и научно-методической литературы были определены наиболее адекватные подходы к методологии, выделены методы и методики исследования, с помощью которых были намечены пути достижения поставленной цели и решения задач исследования.
2.1.2. Педагогический эксперимент. Изучение закономерностей формирования оптимальной СФП борцов осуществлялось на основе сопоставления исследуемых показателей у спортсменов различной квалификации, весовых категорий, возраста, а также у спортсменов высокой квалификации в динамике разработанного годичного макроцикла подготовки.
Педагогический констатирующий эксперимент состоял: а) в определении критериев комплексной оценки структуры физической подготовленности борцов; б) в выявлении ведущих взаимосвязей уровня специальной работоспособности с ведущими параметрами СФП в динамике предъявляемого годичного цикла подготовки; в) в изучении направленности совершенствования СФП под влиянием комплексного плана подготовки спортсменов в годичном тренировочном макроцикле; г) в разработке соответствующих оценочных и прогностических моделей.
Анализ данных, полученных в динамике подготовки к чемпионатам Украины, Европы (2002-2004 гг.), мира (2002, 2003 гг.), Олимпийским играм (2004 г.), позволил определить направленность совершенствования структуры подготовленности спортсменов в процессе повышения их мастерства, уровня специальной работоспособности.
Такой подход позволил сопоставить полученные результаты, уточнить критерии, определить ведущие факторы структуры подготовленности борцов; разработать математические модели СФП спортсменов различной квалификации и весовых категорий.
Педагогический эксперимент состоял не только в проведении антропометрических измерений, выполнении спортсменами различных тестирующих нагрузок, регистрации и оценки параметров физической работоспособности в начале и в конце годичного цикла подготовки, но также и в исследовании влияния разработанной программы на уровень ФР и специальной работоспосо