Вы здесь

Адаптивні моделі та методи організації поставок в системах електронної комерції

Автор: 
Борячок Валерія Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U002611
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Повышение эффективности СЭК неразрывно связано с разработкой формализованных средств моделирования движения материальных, информационных и денежных потоков, а также с разработкой метода организации поставок, позволяющего осуществлять поиск эффективных вариантов выполнения заказов в соответствии с выбранными критериями.
В данном разделе предложен концептуальный подход к представлению среды электронной коммерции, на основе которого разработаны модель создания систем электронной коммерции и модель организации поставок в подобных системах на основе использования раскрашенных и предикатных сетей Петри, предложен адаптивный метод выбора эффективных вариантов выполнения заказов в СЭК.

2.1. Концептуальная модель системы электронной коммерции

Бизнес-модели нередко представляются в виде совокупности неформального словесного и графического описания. Однако эти представления ограничивают четкого понимание существующих вопросов электронного бизнеса, препятствуют повышению эффективности управления системами электронной коммерции, способствуют увеличению разрыва между руководителями предприятий и проектировщиками информационных систем для электронного бизнеса.
В электронной коммерции особенно важным является формализованное представление моделей как первый шаг анализа структуризации СЭК. Ниже предлагается концептуальный подход "e-commerce value" к представлению среды электронной коммерции, в основу которого положена идея "экономических ценностей" [88]. Этот подход позволяет определить, как создаются эти ценности и как они участвуют в процессе обмена между участниками сети.
Подход концептуального моделирования "e-commerce value" предполагает выделение следующих структурных сущностей:
1. Актор или действующий субъект - независимый экономический субъект, занимающийся определенным видом деятельности и получающий некоторую прибыль или выгоду от участия в бизнес-модели.
2. Ценностный объект - предмет обмена между акторами. В качестве ценностных объектов могут выступать товары, информация, сервис, деньги. Ценностный объект представляет ценность для одного и более акторов.
3. Ценностный порт - порт, посредством которого происходит обмен ценностными объектами между акторами.
4. Ценностный интерфейс - интерфейс, показывающий, какой ценностный объект актор желает обменять в обмен на другой ценностный объект через ценностный порт. При этом акторы, как правило, имеют один и более ценностных интерфейсов, группирующих ценностные порты.
5. Ценностная деятельность - деятельность актора, направленная на получение прибыли. Каждый актор посредством интерфейса осуществляет определенную ценностную деятельность. Причем реализация ценностной деятельности возможна через один и более интерфейсов.
6. Ценностный обмен - одна и более потенциальных сделок (или обменов) между взаимодействующими ценностными портами.
7. Сегмент рынка - совокупность акторов, которая производит обмен объектами через один и более ценностных интерфейсов. Идея разбиения рынка, состоящего из акторов, на сегменты, имеющие общие свойства, приведена в [89].
8. Ценностная транзакция - множество ценностных обменов, как результат связи акторов через ценностные интерфейсы. Простейшая транзакция - связь между двумя акторами. Транзакция также может существовать между более чем двумя акторами.
Основным преимуществом подхода "e-commerce value" является возможность формализованного представления процесса обмена ценностными объектами между участниками электронной коммерции, при этом система поставок способна легко адаптироваться к изменениям структуры рынка. Процесс посредничества представляет определенные риски в ЭК для традиционных продавцов. Понимание того, кто с кем сотрудничает особенно важно в электронном бизнесе, который является более гибким и динамичным, чем традиционный. Использование этого подхода позволяет путем моделирования деятельности акторов снижать переменные расходы и увеличивать прозрачность бизнеса, что облегчает процесс выбора поставщика для покупателя.
Так как целью деятельности любого актора является получение прибыли, особое значение имеет движение таких ценностных объектов как деньги. Введем следующую классификацию ценностных объектов [90]:
1. Денежные ценностные объекты - объекты, которые являются предметом обмена при осуществлении покупок (продаж) товаров, при оплате услуг (таких как транспортные услуги, услуги доступа в Интернет и т.д.).
2. Материальные ценностные объекты - ценностные объекты, которыми обмениваются акторы в процессе производства, закупок, сбыта, хранения и доставки (такие как готовые товары, комплектующие, сырье, материалы).
3. Информационные ценностные объекты - информация, которой обмениваются акторы в процессе согласования и уточнения условий, цен, наличия материальных ценностных объектов.
Выделенные ценностные объекты являются подклассами класса "Ценностный объект" в концептуальной модели подхода "e-commerce value". Разделение объектов позволяет проанализировать отдельно денежные потоки как входящие, так и исходящие. Подобный анализ позволяет определить прибыльность участия актора в конкретной модели отношений. Таким образом, между акторами может происходить ценностный обмен информационными, материальными и денежными объектами.
Модель рассмотренного подхода представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Концептуальная модель "e-commerce value" подхода
В данной модели (рис. 2.1) актор посредством ценностного интерфейса реализует ценностную деятельность, в результате чего происходит информационный обмен между акторами. В случае согласования условий обмена осуществляется ценностный обмен материальными и денежными объектами между акторами посредством ценностного порта.
Подход "e-commerce value" позволяет:
- ф