Вы здесь

Життєвий та творчий шлях Луіша де Фрейташа Бранку в контексті розвитку португальської музичної культури кінця ХІХ - першої половини ХХ століття

Автор: 
Кононенко Олена Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U003747
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ II
ЛУИШ ДЕ ФРЕЙТАШ БРАНКУ:
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ. ДЕТСТВО. ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ
(1890 - 1916)

Композитор, педагог, критик Луиш Мария да Кошта де Фрейташ Бранку (1890-1955) является представителем династии, сыгравшей одну из основополагающих ролей в становлении культуры Португалии конца XIX - ХХ века. Поэтому перед описанием жизненного и творческого пути композитора представляется необходимым дать характеристику традиций семьи, в которой он формировался, а также кратко проанализировать деятельность иных ее представителей 1.
Семья Луиша де Фрейташа Бранку относится к самым известным в Португалии аристократическим кругам, как по отцовской, так и по материнской линии. Фамилия Бранку бытует в Португалии с давних времен, что позволило исследователям в области генеалогии сделать вывод о ее происхождении от наследников соратника Пелагия, короля Астурии 2. Предки композитора обладали титулами виконтов, баронов и маркизов. В ХVII веке одному из них был присужден графский титул. В родословном древе Фрейташ Бранку есть родственные связи с фамилиями Альбукерке, Помбал и Салданья, стоявшими у основ возникновения португальского государства. Члены этой семьи были педагогами, адвокатами, архитекторами, инженерами, придворными, министрами, президентами бразильской республики.
Отец Луиша - Фиделиу де Фрейташ Бранку (1861-1918) - закончил факультет юриспруденции в университете Коимбры и получил звание бакалавра. Он был близок ко двору короля Карлуша, пользовался доверием и королевской благосклонностью. Благодаря этим связям и своим талантам Фиделиу де Фрейташ Бранку был назначен губернатором крупного центра на юге Португалии - города Эворы. Мать композитора - Мария да Кошта де Соза Маседу (1867-1950) - происходила из семьи де Гойш3.
Видным культурным деятелем Португалии второй половины XIX - начала ХХ века, повлиявшим на формирование личности композитора был его дядя по отцовской линии - Жоау (ум. 1910), закончивший философский факультет Коимбрского университета со званием бакалавра, обладавший огромным культурным багажом. Жоау де Фрейташ Бранку был связан с театром как писатель и театральный критик, пропагандист в Португалии творчества Генриха Ибсена, Мориса Метерлинка и др.; лично знаком с Й. Брамсом; вхож в круг почитателей Л. Бетховена. Дяде принадлежала колоссальная библиотека, расположенная во дворце Помбала и насчитывающая двадцать тысяч томов, создание которой было делом жизни Жоау де Фрейташа Бранку.
Масштаб личности дяди безусловно повлиял на его племянников - Луиша и его младшего брата Педру, об образовании которых заботился Жоау, всячески поддерживая их занятия музыкой. Так, например, в 1910 г. Жоау де Фрейташ Бранку сопровождал Луиша в поездке по Германии, целью которой было изучение композиции у Дезире Пака.
Несмотря на достаточно короткий период непосредственных контактов с дядей, оборвавшийся, когда композитору было всего лишь двадцать лет, у Луиша де Фрейташа Бранку остались незабываемые воспоминания, связанные с высокообразованной и разносторонней личностью Жоау. Свидетельством этому являются опубликованные письма, в которых племянник отчитывается перед дядей в своих достижениях и проблемах учебного характера, размышляет о развитии музыкальной культуры Португалии [119, с. 6].
Вклад в развитиe европейской музыки внес младший брат Луиша - известный дирижер Педру де Фрейташ Бранку (1896-1963), который начал свою музыкальную карьеру как скрипач, занимаясь у Франсишку Бенету, а затем - певец. Одновременно он получал уроки по композиции, сначала у Томаша Борбы, а затем у своего брата Луиша.
В 1926 году Педру де Фрейташ Бранку организует кампанию по созданию оперной труппы, включающей только португальских певцов. В ней молодой Педру впервые выступил в роли профессионального дирижера. Силами этой труппы были организованы концерты в Лиссабоне и Порту. После успешного проведения оперного сезона в театре Святого Карлуша в Лиссабоне и Святого Жоау в Порту к Педру де Фрейташу Бранку приходит настоящее признание. Благодаря его усилиям достаточно регулярно проходили концерты в одном из лучших залов Лиссабона "Тиволи", с участием таких артистов, как Б. Барток, Ж. Тибо и А. Глазунов и др.
Педру де Фрейташ Бранку был одним из наиболее ангажируемых европейских дирижеров с 1932 по 1963 годы, являясь вторым португальцем-дирижером, после Франсишку Ласерды, получившим международное признание. Он стал основателем и главным дирижером симфонического оркестра Национального радио, в репертуаре которого большое место занимали произведения португальских композиторов. В программах "Лиссабонских симфонических концертов" впервые в стране прозвучали:
1929 г. - симфония "Ромео и Джульетта" Г. Берлиоза, симфоническая поэма "Жизнь героя" Р. Штрауса, "Громы" Ф. Ласерды; 1930 г. - "Болеро" и фортепианные концерты М. Равеля, сюита из "Любви к трем апельсинам" С. Прокофьева, "Пацифик 231" А. Онеггера, сюита "Бразильские города" Д. Мийо, "Любовь - волшебница" М. де Фалья, Пятая симфония Г. Малера;
1931 г. - "Фейерверк", Вторая сюита и "Жар-птица" И. Стравинского, произведения Э. Сати и З. Кодаи, а также "Два портрета" и Рапсодия для фортепиано и оркестра Б. Бартока, где партию фортепиано исполнял автор.
В 1936 году Педру де Фрейташ Бранку второй раз предпринял попытку создания национальной оперной труппы в театре Святого Луиша в Лиссабоне. К сожалению, это начинание продлилось всего лишь на протяжении одного концертного сезона.
В 1938 и 1939 гг. дирижер создает интернациональную оперную труппу, сначала в театре "Политеама", где были осуществлены постановки "Тристана и Изольды" Р. Вагнера и "Тоски" Дж. Пучини, а затем в театре Св. Луиша, в котором публика услышала "Манон" Ж. Массне и "Риголетто" Дж. Верди. К сожалению, эти начинания потерпели финансовое фиаско из-за индифферентности португальской публики.
Педру де Фрейташ Бранку был наиболее верным и постоянным соратником в творчестве старшего брата. Именно благодаря неустанной деятельности Педру по пропаган