Вы здесь

Психологічні особливості професійно важливих якостей особистості практичного психолога з різним стажем роботи

Автор: 
Шульга Валентина Василівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U004733
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Основные этапы исследования
Исследование проводилось в два этапа, на каждом из которых решались
определенные задачи.
1-й этап. Выделение профессионально важных качеств специалиста на основе
построения модели личности практического психолога.
1.Построение модели личности практического психолога, который работает в
системе образования, как базового структурного элемента системы учебы будущих
специалистов, а также их профессиональной деятельности.
2. Разработка анкеты, которая состоит из трех блоков вопросов, соответствующих
каждой структурной части модели личности практического психолога.
3. Проведение анкетирования пяти категорий участников учебно-воспитательного
процесса общеобразовательных школ для выявления некоторых аспектов
существующего социального запроса к практическому психологу
4. Анализ результатов анкетирования и выделения общих, выбранных всеми
респондентами, пунктов каждой из составляющих модели личности специалиста.
Определение профессионально важных качеств практического психолога, котором
отдают преимущество как все респонденты, так и отдельные свои категории.
5. Составление окончательного интегрального перечня профессионально важных
качеств личности практического психолога образования с учетом данных
собственного эмпирического исследования и результатов, полученных другими
исследователями и тому подобное.
2-й этап. Выявление уровня развития профессионально важных качеств у
практических психологов, которые работают в средних общеобразовательных школах
и имеют разный стаж работы.
1.Подбор батареи психодиагностических методик, которые позволяют адекватно
оценить степень проявления интегральных показателей профессионально важных
качеств практических психологов.
2.Формирование трех групп практических психологов (на основании анализа
профессиональной периодизации), которые имеют разный стаж работы в школе: до
3-х годов, от 5-7 и свыше 10 лет стажу для проведения констатирующего
эксперимента .
3.Проведение диагностического обследования уровня сформированности
профессионально важных качеств у практических психологов, которые работают в
общеобразовательных школах
4. Анализ и интерпретации полученных результатов.
2.2. Некоторые подходы к построению модели личности специалиста
Направленность на целостный подход к изучению личности издавна интересовала
психологов [3,4,15,22,35,78,127,202,216,240]. Его теоретические основы
разработаны Б.Г. Ананьевым, К.Л Абульхановой, К.М. Гуревичем, Е.А. Климовым,
Г.С. Костюком, С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейном, В.Д. Шадриковым, Е.В.
Шороховым, Б.Ф. Ломовым и др.
Первым шагом к выявлению профессионально важных качеств специалиста является
построение его нормативной модели, и в каждой профессии формируется своя,
«специфическая модель» специалиста, отображающая необходимые параметры для
эффективного освоения деятельности [12,20,75,139]. Выделение в качестве объекта
исследования модели специалиста позволяет «увязывать» различные степени
воздействия определенных условий, характеристики многочисленных экономических,
политических, социальных, демографических, культурных, образовательных,
технологических и других факторов и непосредственно отображает все эти
воздействия на конкретном человеке – специалисте [20,71,79,99,130].
В литературе термин «модель» чаще всего понимается как образ, аналог,
изображение, схема или описание какого-либо процесса в природе или обществе.
Относительно модели специалиста можно применить все перечисленные грани этого
определения. В литературе [256] авторы определяют ее множеством способов,
выделяя различные критерии, лежащие в основании построения модели специалиста,
среди которых можно отметить следующие:
1.Совокупность определенных знаний и навыков, полученных в процессе обучения;
2.Информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной
работы по специальности;
3.Система обучения, позволяющая специалисту успешно реализовывать все виды
деловых (производственных) контактов с окружающей средой (информационной,
технологической, кадровой и др.);
4.Детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и
социально-психологических качеств специалиста;
5.Формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей специалиста;
6.Система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации,
возникающие в ходе профессиональной деятельности специалиста;
7.Описание статистически усредненных характеристик преуспевающего специалиста
определенного профиля – возраст, пол, образование, стаж работы по
специальности, владение современными информационными технологиями, знание
иностранных языков и т.д.;
8.Формально-математическое отображение процесса взаимодействия специалистов с
профессиональной средой.
В принципе, можно говорить и о модели учебного процесса, обеспечивающего
подготовку специалиста, и о модели его подготовки, модели технологической среды
преподавания, модели рабочего места, модели специальности и т.п. В ближайшем
будущем вряд ли приходится рассчитывать на получение развернутой
формально-математической модели специалиста, поскольку ее содержание
предполагает описание такого множества переплетающихся факторов, которое во
многих случаях с трудом будет поддаваться корректной интерпретации. С другой
стороны, полный отказ от формально-математических, логических и статистических
форм представления данных, по крайней мере, не современен. Попытаемся
проанализировать отдельные возможные подходы.
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ. Этот вид моделей м