Вы здесь

Концепція духовної реальності П. О. Флоренського.

Автор: 
Карпенко Мирослава Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U000058
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОДИЦЕЯ
Комплексная реконструкция концепции духовной реальности П. А. Флоренского
обусловливает необходимость исследования проблемы философской антроподицеи.
Данное исследование связано с выявлением структуры философской антроподицеи,
прояснением ее цели и рассмотрением задач, которые она решает.
Поскольку философская антроподицея является составной частью духовной онтологии
П. А. Флоренского, анализ данной проблемы предопределяет раскрытие связанных с
ней основных вопросов, касающихся христологии, религиозно-антропологического
аспекта антроподицеи, православного культа и т. д. Исследование этих вопросов
позволит глубже рассмотреть саму проблему, а также обосновать идею взаимосвязи
теодицеи и антроподицеи как выражения исходного и определяющего для “конкретной
метафизики” принципа двуединства.
Антроподицея – одна из дискуссионных проблем духовной онтологии
П.А.Флоренского. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, обусловлена,
прежде всего, двумя причинами:
1) отсутствием в “конкретной метафизике” христологических глав; * [*
К. Г. Исупов в работе “П. Флоренский: наследие и наследники” отмечает:
“…центральным вопросом антроподицеи Флоренский назвал христологию и все же,
христология не была написана …философ заранее отводит от себя вопросы свободы
воли, смысла личной жизни и теологию поступка: они, конечно, не перестали быть
темами жизни и сокровенного размышления, но на уровне текста присутствуют в
сочинениях Флоренского лишь в виде отрывочных замечаний, так что потребовались
немалые усилия, чтобы восстановить по ним некое подобие антроподицеи” [212.
Исупов К. Г. , с. 22].]
2) недостаточным освещением темы человека. Там, где хотели бы видеть человека,
помещенным в центр мировоззренческих вопросов, разрешаемых П. А. Флоренским,
знали, точнее, догадывались о нем по отдельным наброскам отдельных тем, глав и
т. д., касающихся человека, но не посвященных единственно, специально и
исключительно ему как проблеме.
В противоположность теодицее П. А. Флоренского (“Столп и утверждение Истины”),
антроподицея не сложилась как единое цельное произведение (“Философия культа”,
незавершенный проект “конкретной метафизики”). Она написана в виде лекционных
бесед, объединенных единством замысла, а также в виде предварительных планов и
заметок к лекциям.
Термин “антроподицея”, указывает А. С. Трубачев, введен П. А. Флоренским в
работе “Догматизм и догматика” (1906 г.), упомянут в книге “Столп и утверждение
Истины” (1914 г.) и раскрыт во “Вступительном слове перед защитою на степень
магистра” (1914 г.) [204, т. 2. Вступ. ст. Андроника, игумена
(А. С. Трубачева)]. Антроподицея – путь нисхождения Бога к человеку, встречный
по отношению к теодицее – пути восхождения человека к Богу. “В широком смысле
слова под термином “антроподицея” можно понимать всякое религиозно-философское
учение, стремящееся согласовать идею совершенства и разумности человека с его
наличным несовершенством” [7, с. 59-60].
Так же, как и теодицея, антроподицея по форме представляет собой философское
учение, а по содержанию – религиозное, поскольку содержание антроподицеи
определяют категории духовного сознания, природа Церкви, религиозный культ,
православная культура.
Антроподицея – онтологическое и теоцентрическое (антропологическое по методу)
учение об оправдании человека и воцерковлении его культуры [7]. В духовной
онтологии П. А. Флоренского она должна раскрывать проблему спасения (освящения)
человека и окружающего его творения. “Цель антроподицеи – дедуцировать
человека, т.е. показать смысл и внутреннюю необходимость его строения,
освящения и деятельности, показать Божии уставы бытия человека во всех его
проявлениях” [7, с. 170].
В “конкретной метафизике” структура антроподицеи определяется из ее цели. Она
включает в себя три раздела: 1) строение человека; 2) освящение человека; 3)
деятельность человека [7]. Таким образом, философское учение о человеке –
неотъемлемая часть антроподицеи П. А. Флоренского.
В христианстве как религии спасения, искупление и освящение (оправдание)
человека осуществляется Богочеловечеством Иисуса Христа, следовательно,
центральным вопросом антроподицеи является христология.
2. 1. Христология как центральный вопрос антроподицеи
Христология – один из наиболее острых моментов мировоззрения П. А. Флоренского.
Это обусловлено тем, что у православного мыслителя метафизика Боговоплощения, в
целом, не получила должного раскрытия, будучи, скорее периферийной, нежели
центральной проблемой в контексте его духовного наследия.
Парадокс состоит в том, что в своей теодицее П. А. Флоренский сознательно
опускает рассмотрение христологического вопроса, считая последний
фундаментальным для антроподицеи,* [* “Является вопрос, – пишет
П. А. Флоренский, – как же именно возникает идея авторитета Христова – как
происходит таинственное возрождение души. Не выходя из границ своей работы, –
имеющей предметом своим теодицею, а не антроподицею, – я не мог бы заниматься
этим вопросом” [7, с. 172].] однако, при этом, в “конкретной метафизике”
отсутствуют собственно христологические главы. Это отметили такие авторы как,
например С. С. Хоружий [212; 213], К. Г. Исупов [212], А. С. Трубачев [7].
Большинство из критических оценок теодицеи и антроподицеи сводятся к тому, что
христология осталась не раскрытой П. А. Флоренским. Данную точку зрения
разделяют Г. В. Флоровский [215], Н. А. Бердяев [23], В. В. Зеньковский,
К. Г. Исупов [212], А. С. Трубачев [7]. Отчасти, им противостоит мнение
С. С. Хоружего, позиция которого выражена менее категорично. Он пишет: “По мере
появления его