Вы здесь

Принципи структурної організації лірики Інокентія Анненського

Автор: 
Кеба Тетяна Василівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
3408U001570
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛИЗАЦИИ В ЛИРИКЕ АННЕНСКОГО

2.1. Стихотворный цикл в русской поэтической традиции. Проблемы теории цикла
Циклизация как форма объединения произведений по тем или иным признакам была известна в литературе с древнейших времен и охватывала все ее роды. Так, на основе циклизации эпических песен складывался жанр эпопеи или эпической поэмы в его первоначальном виде. Как правило, циклизация эпических сказаний и песен осуществлялась вокруг события, имевшего всенародно-историческое значение (например, борьба греков против племен, населявших Малую Азию в "Илиаде"). Тот же принцип определяет особенности эпических поэм, сложившихся в эпоху раннего средневековья ("Песнь о моем Сиде", "Песнь о Роланде", отчасти "Слово о полку Игореве") [155, стлб. 933]. Стихотворный же цикл в русской поэзии, обозначившись уже в лирике поэтов-романтиков и получивший развитие в творчестве А. Пушкина, сформировался в середине XIX века в поэзии таких самобытных поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Н. Огарев, Ап. Григорьев. Самое широкое распространение циклическая организация получила в лирике начала ХХ века, в творчестве В. Брюсова, А. Блока, Андрея Белого, М. Волошина, М. Цветаевой, А. Ахматовой и др.
Одним из первых русских поэтов, сознательно применивших принцип циклизации для выражения содержания большего, нежели могло бы вместить отдельное лирическое высказывание, был А. Пушкин. Первые его циклы (как, например, "Подражания древним", вошедшие в книгу стихотворений, опубликованную в 1826г.) были еще вполне традиционными. Они легко согласовывались с тематическим принципом объединения стихотворений (тогда доминировавшим в романтической поэзии), для которого была характерна ориентация на источники заимствования. Зачастую циклы представляли собой стилизации по определенному инонациональному образцу. Этими особенностями отмечены циклы "Из греческой антологии" и "Подражания древним" К. Батюшкова, "Цветы, избрание из греческой анфологии" Д. Дашкова, "Сербские песни" А. Востокова, "Романсы о Сиде" П. Катенина. В дальнейшем именно Пушкин значительно осложнил подход к циклизации лирических текстов, что существенно изменило и структуру, и содержательное единство входивших в циклы стихотворений. Так, "Подражания Корану" (цикл 1824 г.), согласно С. Фомичеву, "выделяются как разножанровым своим составом, так и более тесной взаимосвязанностью стихотворений, подчиненных единому, по-пушкински глубоко продуманному плану" [193, с.23]. Они "предвосхищают характерные для позднего Пушкина поиски обобщенно-мировоззренческих возможностей лирики, проанализированные в классическом исследовании Н. Измайлова "Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов" (См.: Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1975. С. 213-269; статья впервые опубликована в 1958 г.). Здесь особо отмечены незавершенный "Каменноостровский цикл" 1836 г. ("Из Пиндемонти", "Отцы пустынники и жены непорочны...", "Подражание италиянскому", "Мирская власть"), а также программы двух не появившихся в печати циклов, составленных Пушкиным из стихотворений, написанных ранее: "Стихи, сочиненные во время путешествия" (1829) и перечень медитативно-философских стихотворений последних лет на обороте автографа "Странника"..." [193, с.23].
Применительно к творчеству М.Ю. Лермонтова о циклах говорят, как правило, в связи с отдельными, тематически перекликающимися стихотворениями. Так, принятое в литературе о Лермонтове выражение "наполеоновский цикл" является тематическим обозначением стихов о Наполеоне, написанных Лермонтовым в разные годы. С бо?льшим основанием, но также условно понятие цикл употребляется для обозначения локализованных во времени групп лермонтовских стихов, связанных близостью проблематики и лирических мотивов: "провиденциальный цикл" - стихи 1830-1831 гг. о трагическом предназначении поэта, предчувствии своего изгнания или безвременной гибели ("Из Андрея Шенье", "Романс к И....", "Когда к тебе молвы рассказ", "Когда твой друг с пророческой тоскою", "Послушай! Вспомни обо мне", "Настанет день - и миром осужденный"), а также развивающее мотивы этого цикла стихотворение 1837-го года "Не смейся над моей пророческой тоскою" и др.); "тюремный цикл" стихов 1837-1841, основной мотив которых - заточение в неволе, стремление героя к свободе и невозможность ее обретения ("Узник", "Сосед", "Соседка", "Пленный рыцарь"). Наиболее употребителен термин "цикл" в применении к ранним лирическим стихам Лермонтова, объединенным общностью лирического адресата: Сушковский цикл - группа стихотворений, посвященных Е.А. Сушковой; Ивановский цикл - стихи, обращенные к Н.Ф. Ивановой. Основания к такому выделению дает дневниковый характер лирики Лермонтова 1830-1831 годов, отражающей разные фазы развивающегося чувства поэта и даже перипетии его взаимоотношений с адресатом.
После Пушкина и Лермонтова русские поэты подвергали свои произведения циклизации с целью более полного и глубокого осмысления жизненных ситуаций, которые не могли быть однозначно восприняты в рамках одного стихотворения, дающего сиюминутную зарисовку какого-то фрагмента жизни. В формировании традиции циклообразования в русской лирике особенно значительна роль Ф. Тютчева. Рукописи и эпистолярное наследие Тютчева [68, с.115-125] свидетельствуют о том, что уже на ранних этапах творчества поэт старался скомпоновать свои стихотворения в небольшие структуры циклического типа. Он прибегает к циклизации в тех случаях, "когда осмыслению подлежит необычайно важная для него проблема, восприятие которой не может быть категорично однозначным и определенным. Используя циклическую форму, поэт стремится на базе синтеза значений отдельных произведений воплотить более объемную картину своего мировидения. В контексте единства последовательностью стихотворений Тютчеву удается запечатлеть самый ход мыслительного процесса в его становлении и динамике. Таким образом, циклизация давала возможность прояснить в диалектическом лирическом мире Тютчева наиболее значимые контекстуальные связи