Вы здесь

Феномен тембру-амплуа баса в оперному співі XIX – XX століть.

Автор: 
Хон Чен
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U001575
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. БАСОВЫЕ ПАРТИИ В ОПЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Р. ВАГНЕРА, ДЖ. ВЕРДИ, М. ГЛИНКИ, П. ЧАЙКОВСКОГО, В ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЯХ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ КАК НОСИТЕЛИ НРАВСТВЕННО-ГАРМОНИЗУЮЩЕГО НАЧАЛА.................... 53
2.1. Басовые партии в опере ХІХ века в функции составляющей композиционной базы современного оперного исполнительства........ ................................................... 53
2.2. Функция басов в оперном наследии Р. Вагнера в концентрации их резонерского - "антирезонерского" предназначения............... 62
2.3. Басовые партии в операх Дж.Верди и их резонерская функция в исполнении певцов разных стран....................................... 76
2.4. Басы в "Жизни за царя" М. Глинки и в "Евгении Онегине" П. Чайковского как проводники Одухотворенности выразительного смысла пения в аналогии культурным традициям разных народов.............................................................. 94
2.5. Басовые партии в "Князе Игоре" А. Бородина в средоточии резонерской образной установки смыслового целого композиции................................................................ 116
2.6. Партии басов в украинской опере в связи с национальными певческими основами их исполнения вокалистами различных направлений и школ.......................................................132
ВЫВОДЫ......................................................................... ..146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................153

ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность исследования определена интеграционными процессами в сфере культуры и искусства: оперный театр европейского типа стал такой же органической частью (не всеохватывающей, но достаточно весомой) жизни Китая, в какой элементы символики китайского театра проникли в современный условный театр-модерн стран европейской культурной традиции. Оперное пение Европы, культивирующее мастерство вокализации в высоких и низких регистрах певческого диапазона, соотносимо с практикой китайской оперы, в которой традиционно ценны высокие, искусно фальцетирующие голоса. Однако, не без влияния европейского искусства, в современных постановках национальных музыкальных спектаклей звучат и низкие мужские голоса.
Кроме того, актуализировались в эстетической настройке аудиторий традиции религиозной музыки, в том числе буддистского монастырского пения, в котором представлены басовые тембральные показатели звучания. Поэтому изучение басового репертуара европейских оперных певцов не только поощряет модификацию национальных традиций, но также акцентирует культурную прапамять, однажды становящуюся в том или ином фрагменте востребованной в художественном и в целом культурном бытии.
Также актуальность исследования определена концепцией современного вокала, в котором оперные тембральные амплуа, сложившиеся от ХІХ века, корректируются старооперной традицией, внеоперной вокальной культурой духовного европейского и внеевропейского искусства. Выразительный универсум мужского тембра в обрядово-ритуальном действе и в старинном театре стал очевидным с возрождением в художественном мире ранних опер XVII, первой половины XVIII века, а также с осознанием эстетической ценности искусства пользования голосом в ритуально-обрядовой внеакадемической сфере.
Объект исследования - басовые партии оперного репертуара. Предметом исследования стали басовые партии в классической опере XIX-XX вв. Дж.Верди и П.Чайковского, других, соединивших традиции мужского вокала в соответствующих национальных школах с требованиями классики оперного искусства ХІХ-ХХ веков.
Целью работы является выделение амплуа басового пения как выражения этического начала в операх разных авторов, в том числе М. Глинки, Р. Вагнера, Дж.Верди, П. Чайковского, украинских композиторов, предназначенных персонажам-резонерам либо их антиподам в контексте установок профессионального исполнительства представителей разных национальных художественных и культурных традиций.
Конкретными задачами исследования выступают:
1) выделение мифологических и исторических предпосылок специальной нравственно-гармонизующей функции басов в раннеритуальном и в религиозном пении;
2) обобщение сведений о раннеоперной практике и в классике оперного театра в связи с использованием басового пения в качестве носителя нравственно-стабилизирующего момента сценического действия;
3) анализ опер западноевропейских композиторов, в том числе композиций Р. Вагнера, Дж.Верди, в аспекте наполнения басового вокала нравственным пафосом звучания;
4) выявление в басовом репертуаре русской оперной классики, в опере "Жизнь за царя" М. Глинки, прежде всего, установок на резонерство басовой партии главного героя в контексте мифологических и исторических предпосылок исполнения партии главного героя певцами разных школ;
5) обнаружение в оперных партиях П.Чайковского, в произведениях украинских авторов драматургически-ритмующей роли партий басов - резонеров-"антирезонеров" - в их аналогии соответстветствующих смысловых установок в истории и в искусстве других стран и народов.
Методологическая основа исследования - интонационный подход, в особенности культурологические выходы последнего (см. "Симфонические этюды" Б. Асафьева, [5]), которые имеют непосредственное соприкосновение с вокально-певческими ориентирами китайской профессиональной музыки (см. об этом в работах Ма Вей, Лю Бинцяна, У Голин, др. [56; 53; 106 ]).
Материалами исследования являются произведения оперной классики ХІХ-ХХ вв., которые составили, в целом, репертуарную основу деятельности автора исследования.
Связь исследования с научными программами, планами темами - проявилась в том, что диссертация выполнялась на кафедре современной музыки и музыкальной культурологии и соответствует теме № 8 "Современная музыка в системе межпредметных связей гуманитарных дисциплин" перспективного тематического плана научной работы Одесской госудаоственной музыкальной акад