Вы здесь

Подієві аспекти музичної форми ХХ століття

Автор: 
Івко Анна Валеріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U002627
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
О ДИНАМИКЕ СОБЫТИЙНЫХ ЛИНИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ
2.1. Событийные аспекты музыкальной композиции в типологии музыкальных форм ХХ века
Музыкально-творческая ситуация, сложившаяся в ХХ веке, особенно во второй его половине, поражает разнообразием и экстремальностью творческих решений, новаций, затрагивающих наиболее глубинные, фундаментальные основы музыки, феноменологические её свойства, казавшиеся ранее незыблемыми. Музыкальное искусство ХХ века "представляется грандиозным катаклизмом, потрясающим сами основы традиционного музыкального мышления", а новаторские поиски перешагивают "не только все прежние пределы музыки, но и подчас пределы музыки вообще" [191, с. 52,53]. В этих условиях на первый план выходят новые принципы организации материала, связанные не только со спецификой обновлённого музыкального языка (потенциальные пределы которого теряются в бесконечности), но и с самими порождающими законами музыки как искусства, с её способностью к отражению сложных и парадоксальных процессов художественного мышления современности. Его специфика характеризуется прежде всего двумя важнейшими тенденциями: с одной стороны - технологичностью, связанной с научно-техническим прогрессом и стремлением к упорядочиванию, математизации знания; с другой стороны - психологизацией, предпосылки которой заложены в новом философском понимании феноменов сознания, переживания, существования, их индивидуальности и парадоксальности.
Закономерно, что процессы столь радикальной перестройки художественной концепции искусства со всей полнотой отразились в сфере музыкального формообразования. Творческая реальность ХХ века порождает столь высокую степень индивидуализации, в том числе и в области композиционных планов, что возникают формы, режиссируемые совершенно новыми законами, будь то абсолютизация математических, конструктивных соотношений материала либо звуковая "имитация" психологических процессов, аналогичных "потоку сознания". По сути, "музыкальная форма в современном творчестве перестала быть для композитора априорно заданной композиционной структурой, став объектом сочинения" [191, c. 107]. Соответственно, типологические черты традиционных схем и принципов становятся всё менее отчётливыми, вплоть до их полной неразличимости. Они оттесняются на периферию формообразования иными принципами композиционной организации, действующими в произведении порой изолированно (как правило, такая изолированность предкомпозиционно обусловлена, декларативна - к примеру, в серийных формах), но чаще всего - в сложной взаимопереплетённости, в различных ролевых соотношениях (отсюда - столь многочисленные в ХХ веке жанрово-композиционные "гибриды", различного рода явления полиморфности и полиструктурности). Это со всей очевидностью приводит к индивидуализации композиционных планов, а число повторяющихся структурных вариантов сводится к минимуму. В данном случае само понятие формы уже не предполагает устойчивых композиционных ориентиров, обнаруживаемых при анализе в том или ином виде - под формой подразумевается скорее логика следования функционально различных разделов композиции.
В подобных условиях особую актуальность обретает проблема поиска единых типологизирующих критериев, способных упорядочить всё многообразие музыкальных явлений ХХ века. Любая попытка такой систематизации естественно сопряжена с необходимостью "многомерного, разнокачественного определения формы, учитывающего разные её стороны и особенности" [197, c. 108]. В соответствии с этим существующие типологии современных музыкальных форм основываются на нескольких критериях и определяют форму путём сопоставления различных характеристик художественного целого.
Рассмотрим классификации, предложенные в работах Т.Кюрегян [83], В.Ценовой [209] и В.Холоповой [201, 207]. В нижеприведённой таблице их основные положения распределены по принципу общности (сходности) типологизирующих критериев.
Систематизация музыкальных форм ХХ века
Классификация Т.КюрегянКлассификация В.ЦеновойКлассификация В.Холоповой1. На основе техники композиции* тональные формы;
* усложнённо-тональные формы;
* модальные формы;
* атональные формы;
* серийные формы;
* сериальные формы;
* сонорные формы;
* алеаторные формы.* тонально-тематичес-кие формы;
* модальные формы;
* серийные(12-тоновые) формы;
инопараметровые
формы:
* сонорные;
* ритмические;
* динамические;
формы с особым подходом к материалу:
* полистилевые;
* коллажные;
* алеаторные.* Формы на основе:
* сонорики (единица композиции - "сонор");
* ритмики (ритмическая мономерность, числовые ряды, прогрессии, серии, полихронные каноны);
* звуковысотности (формы на один звук, на один аккорд, на принцип интервальной структуры, на комплекс лейтсозвучий, на высотную серию);
* фактуры (при наличии самоценной многоголосной фактуры);
* полифонии (основанные на имитационности, разнотемном контрапункте и гетерофонии);
* сериальные (сочинение с помощью серии двух или нескольких параметров музыкального языка).2. На основе общих структурных закономерностей* простые формы - представляют собой одно относительно устойчивое построение;
* составные формы - последование нескольких устойчивых построений, т.е., простых форм;
* развивающие формы - содержащие как минимум два раздела - устойчивый (экспозиционный) и неустойчивый (развивающий);
* вариационные формы - содержащие те или иные преобразования некоторого устойчивого (постоянного элемента;
* множественные формы - принципиально неповторяемые, т.е., неустойчивые формы, при каждом исполнении импровизируемые на основе авторских указаний. (на основе тематической организации форм):
* трёхчастные репризные формы;
* вариационные формы;
* концентрические формы;
* полифонические формы;
* сквозные формы (схема a b c d ...n);
* "альтернативные формы" (схема а в а1 в1 а2 в2...);
* микроостинатные формы - на основе остинатного повторения мелодической или мелодико-ритмической формулы протяжённостью в один мотив или фразу.3. По типу процес