Вы здесь

Передумови збереження досягнень і тривалість спортивної кар'єри у веслуванні академічному.

Автор: 
Очеретько Борис Євгенович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U002811
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследований
Для решения задач диссертационной работы были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ протоколов соревнований.
3. Анкетирование.
4. Тестирование с использованием психологических методик.
5. Педагогический эксперимент.
6. Метод экспертных оценок
7. Методы математической статистики

2.1.1 Анализ научно-методической литературы
Изучение литературных источников и обобщение данных специальной литературы позволили сформировать общее представление об исследуемой проблеме, установить уровень ее разработанности и перспективности.
Это позволило выбрать тему, поставить цель и сформулировать задачи исследований. Анализ литературных источников позволил изучить проблему и использовать полученные данные при подготовке введения, первого раздела - обзора литературы, второго раздела - выбор и описание методов и пятого раздела - обсуждение результатов исследований.
В результате анализа научно-методической литературы были получены данные о: месте, целях и задачах этапа сохранения достижений в общей структуре многолетней спортивной подготовки и факторах, влияющих на его продолжительность; задачах отбора на заключительном этапе спортивного совершенствования; структуре функциональной подготовленности и ее изменениях на заключительных этапах спортивного совершенствования; особенностях функциональной подготовленности высоко квалифицированных спортсменов в гребле академической; состоянии здоровья спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.

2.1.2. Анализ протоколов соревнований
Анализ протоколов соревнований проводился с целью определения продолжительности и тенденций изменения за последние четыре олимпийских цикла многолетнего спортивного совершенствования в академической гребле.
Были использованы протоколы финальных заездов олимпийских регат 1988, 1992, 1996, 2000, 2004 годов представленные на официальном сайте международной федерации академической гребли FISA www.worldrowing.com. Фамилии спортсменов, участвовавших в финалах, были занесены в базу данных отдельно для каждых Игр Олимпиады. В ходе анализа протоколов соревнований были отслежены спортсмены, выступавшие в финалах Игр Олимпиады несколько раз. Были получены данные о количестве спортсменов, участвовавших в двух и трех Игр Олимпиад подряд и двух Игр Олимпиад с перерывом. Данные выражались в процентах от количества финалистов.

2.1.3. Анкетирование проводилось с целью выявления: продолжительности спортивного совершенствования в академической гребле; объема тренировочных и соревновательных нагрузок; объема внетренировочных нагрузок; социального положения; субъективной оценки реакции организма на тренировочную нагрузку; травм и заболеваний и их влияния на процесс подготовки и продолжительность спортивного совершенствования; психологических особенностей спортсменов, психологического климата в коллективе; мотивации на различных этапах спортивного совершенствования; потребностей, влияющих на продолжительность спортивного совершенствования; факторов, снижающих спортивный результат и приводящих к завершению спортивной карьеры. Всего в анкетировании приняло участие 53 спортсмена.
Анкета включала паспортные данные респондента, семейное положение, динамику становления спортивного мастерства - возраст выполнения нормативов на звание "Мастер спорта Украины" и "Мастер спорта Украины международного класса", стаж занятий спортом, лучший спортивный результат, объем тренировочных и соревновательных нагрузок, вне тренировочных нагрузок (учеба, быт, подработок), наличие и влияние заболеваний и травм на тренировочный процесс, психологический климат в команде, пути улучшения спортивного результата, возможные причины завершения спортивной карьеры.
В анкете респондентам предлагалось так тже оценить заинтересованность в занятиях спортом в различные периоды многолетнего спортивного совершенствования и степень значимости различных потребностей.
Респонденты оценивали свою заинтересованность в первый год занятий; в юношеском возрасте (17-18 лет); в юниорском возрасте (19 - 21 год); в период самых высоких результатов; в настоящее время; через 2 - 3 года (в следующем олимпийском цикле).
С помощью приведенных шкал респондент оценивал свою заинтересованность в занятиях спортом в различные периоды спортивного совершенствования, поставив вертикальную черту в соответствующем месте - левый край шкалы обозначал отсутствие заинтересованности, а правый - максимально возможную заинтересованность.
Аналогичная процедура использовалась при изучении влияния потребностей на продолжение занятий спортом.
Респондентам предлагалось оценить значимость для продолжения занятий спортом таких факторов: удовольствие от тренировок, физической нагрузки; моральное удовлетворение от побед на соревнованиях; возможность самореализации; возможность представлять на соревнованиях свою страну, спортобщество, город; возможность или перспектива зарубежных поездок; материальные стимулы - зарплата, питание, премии и пр.; приобретение опыта, знакомств и пр., что может помочь устроится в дальнейшей жизни; общение с друзьями, знакомыми; состояние здоровья. Также была оставлена открытая графа, куда респондент мог внести свои варианты.
При обработке данного бланка анкеты измерялось расстояние от начала шкалы до отметки поставленной респондентом. Выраженное в миллиметрах расстояние до отметки является цифровым выражением исследуемого фактора. Полученные количественные показатели далее обрабатывались при помощи методов математической статистики.

2.1.4. Тестирование с использованием психологических методик
Тестирование проводилось с исспользованием методик определения социальной фрустрированности Вассермана - Бойко, русская версия шкалы само-эффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема и методики самоо