Вы здесь

Український ансамбль тромбонів у контексті світового музичного мистецтва

Автор: 
Федорков Олег Вікторович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U004583
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
Украинский ансамбль тромбонов
как жанровАЯ система
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI векОВ
2.1. Проблемы периодизации и тенденции развития отечественного
ансамблево-тромбонового искусства
Не только история, но и предыстория ансамблево-тромбоновой системы музыкальных
жанров, представленных оригинальными сочинениями, насыще­ны атмосферой
парадоксальности. Несмотря на то, что тромбоны, как и другие современные
музыкальные инструменты, имеют примерно общую по протя­женности историю, для
первых, в отличие от последних, оригинальная ансамб­левая музыка до второй
половины XX столетия оставалась на периферии худо­жественных интересов.
Многообразны исторические предпосылки устойчивого интереса к созда­нию
оригинальных сочинений для ансамбля тромбонов на современном этапе. Из их числа
с акцентируем внимание на следующих.
Одновременно с рождением оперы происходит утверждение тромбоновой группы в
оперном оркестре, а затем, с развития оркестрового мышления и в симфоническом.
Ансамбль тромбонов, как известно, имеет шестисотлетнюю историю и, естественно,
довольно богатые исполнительские традиции. Однако оригинальные сочинения для
ансамбля тромбонов представляли собой исклю­чения. Так, до нашего времени дошли
24 Сонаты Г. Рейхе (1696 в.) для трех тромбонов и цинка ("либо для четырех
тромбонов, где сопрано-тромбон играл партию цинка" [110, c. ]), «Drei Equale»
для квартета тромбонов Л. В. Бетховена. «Правилом» же были лишь переложения,
предназначенные для анализируемого состава. К этой общей закономерности
относится и ансамблево-тромбонновое искусство в Украине, где до конца первой
половины XX века существовали лишь переложения.
Одной из предпосылок утверждения оригинальных сочинений для ан­самбля тромбонов
явилось рождение такого явления, как сольный Концерт для тромбона с оркестром.
В этом отношении велика роль концертов Ф. Давида, Н. Римского-Корсакова, В.
Блажевича, А. Зноско-Боровского и др. Рост виртуозности способствовал
превращению тромбона в концертирующий инструмент.
К числу предпосылок относится тенденция появления оригинальной музыки для
ансамбля тромбонов и значительный интерес к нетрадиционным ан­самблям и
ансамблю как таковому, наблюдаемый с первой половины XX века.
Для ансамблево-тромбоновой культуры характерны те же черты, что и для ансамбля
как такового рубежа ХХ-ХХI веков в целом. В первую очередь, это культивирование
малых инструментальных составов. Как указывает Г. Рождественский, «интерес
художников к небольшим составам – естественная реакция на «гигантоманию,
характерную для; творчества ряда крупнейших зарубежных мастеров первой трети XX
века» [99, c. 50].
Для ансамбля тромбонов оказалась характерной и такая общая черта современной
ансамблевой музыки как возрождение принципов эпохи Барокко. По наблюдениям
И. Польской, это «"групповое концертирование солирующих инструментов в
ансамбле, образная и ролевая индивидуализация ансамблевых партий (голосов),
опирающаяся на по­лифонический тип мышления. Кроме того, присущие современной
ансамблевой ситуации такие черты, как увеличение числа взаимодействующих
субъектов, неожиданность и нестандартность ансамблевого «соотношения сил»,
распро­страняется также и на ансамбль тромбонов, во многом объясняя, в том
числе, причины возникновения самого интереса к последнему"» [90, с.63].
Длительный путь развития, пройденный тромбонами как инструментами
оперно-симфонического оркестра, бурное развитие сольного ансамблевого
исполнительства в начале XX в., способствовали возрождению ансамбля тромбонов
на новом небывалом уровне. Весь свод указанных тенденций позволяет сделать
вывод о закономерности устойчивого интереса к созданию и оригинальной музыки
для ансамбля тромбонов.
Парадоксальность, непредсказуемость, имманентно свойственные исто­рии
украинского ансамбля тромбонов в фазах формирования и становления,
предопределили логическую закономерность дальнейшего бытия этой жанровой
системы. Художник, творя небывалые ранее новые сферы в искусстве, соединяет
прежде разобщенное, несоединимое в художественное целое, не равное каждой из
образовавшихся его составных частей и качественно превосходящее их.
В роли такого художника в области создания оригинальной музыки для ансамбля
тромбонов в Украине выступил А. Зноско-Боровский. Рождение первого украинского
оригинального произведения для ансамблей тромбонов - Скерцо для трех тромбонов
А. Зноско-Боровского (1937, опубликовано в 1955) - знаменательно не только в
масштабах украинского музыкального искусства. Лишь за год до этого (в 1954)
И. Стравинский написал Триптих «Памяти Дилана Томаса» для квартета тромбонов,
струнного квартета и голосу (тенор). Именно с него начинается «поворот» к
стабильному интересу в создании оригинальных сочинений для ансамбля тромбонов в
масштабах музыкальной Вселенной. Появившиеся почти одновременно произведения
имеют и общую знаковую функцию в исторических судьбах оригинальных произведений
для ансамбля тромбонов. Таким образом, сочинение украинского композитора должно
быть соотнесено с общехудожественными музыкальными процессами в области истории
ансамблей тромбонов в целом.
Однако значимость сочинения Зноско-Боровского не ограничивается исключительно
историческим примером - велико и его художественное значение. Скерцо
А. Зноско-Боровского, ставшее «точкой отсчета» в истории украинского
тромбонового ансамбля, представляет собой интереснейший образец национального
решения жанра вариаций. Произведение следует трактовать как два перемежающихся
рассредоточенных цикла двойных вариаций разных типов. Кажущаяся простота Скерцо
оборачивается неоднозначностью, кото