Вы здесь

Електронний уряд: інноваційні підходи до політики і управління в інформаційному суспільстві

Автор: 
Ємельяненко Олена Максимівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
3408U004978
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
2.1. Электронное правительство как инструмент развития электронной демократии
В числе современных общественно-политических реалий, прежде всего, выделяется
процесс формирования информационного общества. Речь идет о становлении
глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической
конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, повышения
роли знаний и информации в экономическом развитии, появления новых форм
«электронной демократии» и т.д. Отличительной чертой информационного общества
является то, что в структуре экономики сфера услуг преобладает над
промышленностью и сельским хозяйством, наука становится реальной
производительной силой и теоретическое знание служит источником нововведений и
формирования политики. Главным капиталом становится информация, она же является
источником власти [147, c.198].
И хотя в разных странах формирование информационного общества идет с различной
интенсивностью, движение к нему – общая тенденция для развитых и развивающихся
стран.
Все чаще исследователи уделяют внимание роли информационных технологий в
демократическом процессе, результатом чего стало появление новых терминов,
например «электронная демократия», «электронный демократический форум»,
«теледемократия», «видеодемократия».
Как уже отмечалось в разделе 1, в научной литературе иногда понятия
«электронная демократия» и «электронное правительство» отождествляются, что
автор считает необоснованным, поскольку, очевидно, что электронное
правительство выполняет роль инструмента электронной демократии. Можно
предположить, что данный инструмент применяется на начальном этапе формирования
электронной демократии. Кроме того, электронное правительство может играть роль
стимулирующего фактора, способствующего повышению политической активности
граждан в сфере киберпространства, то есть развитию электронной демократии.
В начале исследований влияния новых информационных технологий на политический
процесс большинству авторов казалось, что найдено некое чудодейственное
лекарство для укрепления здоровья демократического общества, благодаря которому
можно было, повысив политическую активность и информированность масс, поднять
уровень гражданственности населения и способствовать большей разумности и
«просвещенности» его политических суждений. Однако, как пишет Г. Вайнштейн, «со
временем идеи «электронной демократии» и представления о новых особенностях
политической жизни, создаваемых электронными технологиями радио и телевещания
стали обретать форму довольно категоричных тезисов о рождении новой модели
демократического устройства, в которой принципы прямой демократии окажутся
возрожденными и приспособленными к требованиям современной эпохи благодаря
использованию новейших средств массовой коммуникации» [27, c.14].
Так, например, некоторые исследователи считают необходимым подчеркнуть, что
применение электронного правительства, разрешая проблему политического участия
– «проблему номер один для развитых демократий» закладывает тенденцию перехода
от господствующей репрезентативной модели демократии к партисипаторной
демократии (особенно на региональном и местном уровнях), преодолевая
противоречие между демократичностью и эффективностью управления, так как
электронное правительство создает условия, при которых максимизация
политического участия граждан не понижает, а, напротив, повышает эффективность
государственного управления [117].
Было бы неправильным понимать электронную демократию исключительно как
использование информационных технологий в процедуре голосования, поскольку
электронное голосование является одним из компонентов электронной демократии.
Электронная демократия – это:
- технологический аспект - электронное голосование, процедура выборов
становится более простой, быстрой и дешевой за счет использования
информационных технологий;
- демократический аспект - электронное участие, вовлечение граждан в процесс
принятия политических решений через он-лайновые и офф-лайновые инструменты –
форумы, опросы, законодательные инициативы и т.д.; именно это измерение
является основным для электронной демократии;
- политический аспект - электронная политика и электронные кампании,
использование информационных технологий политическими лидерами для сокращения
дистанции с гражданами, их более полного информирования; электронная политика
имеет большой потенциал для повышения уровня участия граждан в политике, однако
поскольку такого рода инструменты используются в основном лишь в течение
электоральной кампании, это является существенным ограничением.
О. Дудко полагает, что «экстерриториальность информационного пространства,
оперативность доступа к имеющимся информационным источникам, возможность
альтернативного выбора информации и другие свойства информационной среды,
усиленные возможностями новейших информационных технологий, позволяют, при
определенных условиях, рассматривать Интернет как среду реализации
демократических принципов. Такими условиями являются, прежде всего:
использование возможностей Интернета на всех уровнях государственной власти в
системе взаимодействия государства и гражданского общества, что способствует
большей открытости органов государственной власти для общества, повышению
уровня доверия населения к органам управления; возможность целенаправленного
развития государственного сектора Интернета на всех уровнях государственной
власти; законодательное закрепление нор