Вы здесь

Сучасний спорт в екзистенціальному та соціально-комунікативному вимірах

Автор: 
Могільова Світлана Валентинівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
3408U004996
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛЬНО?КОММУНИКАТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
Теория коммуникации развивается в течение более чем полувека и постоянно
обогащается многочисленными разработками, «однако ее конфигурация еще не
сложилась окончательно и продолжает динамично развиваться» [155, с. 435?437].
Учитывая многочисленные концепции коммуникации и множество подходов к проблеме,
в данной работе представляется целесообразным опереться на одну из новационных
теорий – метатеорию социальной коммуникации, обобщающую достижения различных
наук коммуникационного цикла [см.: 148; 97]. Социальная коммуникация понимается
здесь как «движение смыслов в социальном пространстве и времени» и в этом
качестве она является системообразующим фактором в развитии общества, культуры,
знания и поэтому любое явление культуры, общественное явление рассматривается
как имеющее коммуникационную природу [97, с. 83?84]. Под смыслами, движущимися
в социальном пространстве и времени, в метатеории социальной коммуникации,
подразумеваются знания, умения, эмоции, стимулы и их производные – убеждения,
идеалы, верования, ценностные ориентации. «В зависимости от «среды обитания»
смыслы проявляют себя либо в социальной памяти, либо в
социально-коммуникационной деятельности» [97, с. 84]. Спорт нас интересует,
прежде всего, как социально?коммуникационная деятельность.
Социально?коммуникационная деятельность, в свою очередь, в целом находит свою
реализацию в форме: общения – как диалог равноправных партнеров, управления –
как целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента, подражания – как
заимствование образцов поведения, стилей общения одними членами общества у
других [там же]. Метатеория социальной коммуникации выделяет целый ряд
коммуникационных циклов, которые в обобщенном виде будут подразумеваться в
дальнейшем изложении: движение смыслов из социального пространства в
психическое пространство субъекта социальной коммуникации (рождение идеи;
восприятие, познание, оценка, интерпретация культурных смыслов потребителями
культуры); движение смыслов из психического пространства субъекта социальной
коммуникации в социальное (реализация идеи; фиксирование смысла на материальном
носителе, социализация смыслов, обновление культурных образцов, формирование
нового мировоззрения, культурной среды); движение в социальном времени:
сохранение и наследование культурных ценностей; движение смыслов в социальном
пространстве (распространение культурных ценностей, институциональные и
внеинституциональные формы обеспечения их общественного потребления) [там же].
Поскольку наиболее четко «линии жизни явлений культуры «прочитываются» на
уровне пересечения таких координат, как «субъекты социальной коммуникации» и
«социально-коммуникационная деятельность»» [97, с. 86], в данном разделе
предпочтение отдается раскрытию проблем идентичности (в спорте), как полностью
включающих в себя указанные коммуникационные циклы и отмеченные формы
социальной коммуникации. Обращение к проблематике идентичности обусловлено
также тем, что она неразрывно связана с проблемами признания, следовательно – с
возможностями реализации экзистенциальных смыслов в социальном пространстве,
что позволит осуществить структурную связность работы. Выбранная позиция
рассмотрения социально?коммуникативных аспектов спорта (с точки зрения
возможностей нахождения, подтверждения, реализации идентичности), позволяет
также увидеть содержание спорта в синхроническом и диахроническом срезе. При
определении факторов современности спорта учитывается, что «каждому
цивилизационному этапу в развитии общества соответствует определенный уровень
коммуникационной культуры, т. е. уровень мощности и свободы коммуникационных
каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и
используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности» [97, с. 85].
Современная социально?коммуникационная система определяется как экранная
(электронная) и, соответственно, «в природе и сущности бытия каждого явления
культуры отражается уровень коммуникационной культуры» [там же],
соответствующий специфике этой системы. В частности, одним из основных
факторов, отмечающих современность, как пишет Г. Почепцов, становится тот факт,
что «система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ,
стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится
убеждение» [128, с. 11]. Если раньше система была «репрессивно?коммуникативной»
и достаточно было опереться на внешнее принуждение, то «сегодня таким
принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного
индивидуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание»
[128, с. 12]. Аспектов, в которых реализуется социальная коммуникация –
множество: взаимодействие личности, коллектива, общества в процессах создания,
распространения, восприятия, культурных ценностей; взаимовлияние
социокультурной среды и личности; феномен воздействия личности и конкретных
культурных текстов на личность, социальную группу, массовые или исторические
общности; взаимодействие и взаимовлияние субъектов культуры различного статуса
и т. д. [97, с. 86?87]). Но при анализе любого социально?коммуникативного
аспекта следует учитывать, что «для коммуникации существенен переход от
говорения Одного к действиям Другого» и «исторически коммуникацией было именно
это: принуждение другого к выполнению того или иного действия» [128, с. 15]. С
учетом всего изложенного в спорте будут рассматриваться его неизменные и
исторически обусловленные