Вы здесь

Система багаторічного спортивного удосконалення в ускладнених умовах поєднання основних сторін підготовленості спортс-менів (на матеріалі лижного спорту)

Автор: 
Мулик Вячеслав Володимирович
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2002
Артикул:
0502U000139
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Общая характеристика методов исследований
Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы исследований.
1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы.
2. Педагогические методы исследования и эксперимента.
3. Медико-биологические методы исследования.
4. Вычислительные, статистические и другие методы количественного анализа и формализованного представления данных.

2.1.1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы. Изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной научно-методической литературы позволили рассмотреть имеющиеся научно-практические разработки в подготовке лыжников, которые в основном затрагивают отдельные составляющие тренировочного процесса. Отсутствие конкретных исследований по построению тренировки лыжников в различных структурных образованиях с использованием отдельных средств подготовки, а также их взаимосочетания позволило нам рассмотреть данные вопросы в лыжных гонках, в которых они представлены в большей степени, а также в других ви-
дах спорта циклического характера.
Значительный интерес представляли работы, содержащие сведения из спортивной физиологии, биохимии, биомеханики, психологии, теории и методики физического воспитания и спорта. Всего было изучено 413 литературных источников из них 84 иностранных публикаций.
Аналитический обзор литературы представлен в I разделе работы. Нами оценено состояние теоретической и экспериментальной разработки проблемы многолетней тренировки в лыжном спорте и в частности в лыжных гонках и биатлоне. Выявлены и определены основные направления по изучаемой проблеме. На основе изучения имеющихся исследований выявлено отсутствие научных работ в лыжных видах спорта, затрагивающих сопряжение различных сторон подготовленности на протяжении многолетней подготовки, что позволило нам определить методологию исследований.
2.1.2. Педагогические методы исследования и эксперимента
Интервьюирование и опрос тренеров и спортсменов При обобщении опыта передовой спортивной практики учитывались точки зрения передовых зарубежных тренеров и спортсменов. Интервьюирование и опрос проводились по разработанным опросникам с целью выявления требований по ряду вопросов: а) использования различных средств тренировки у лыжников-гонщиков и биатлонистов различной квалификации; б) эффективности применения различных упражнений в лыжегоночной, стрелковой и комплексной подготовке в биатлоне; в) системы соревновательной подготовки лыжников различной квалификации на протяжении годичного цикла; г) особенности подготовки ветеранов в лыжном спорте; д) определения особенностей построения тренировочного процесса лыжниц-биатлонисток различного возраста в годичном цикле подготовки; е) использования условий среднегорья в тренировке и др. (формы анкетного опроса представлены в приложении). Данные опроса помогли глубже и разностороннее изучить и обобщить интересующие нас вопросы.
Сбор анкетных данных, а также беседы с тренерами и спортсменами проводились в процессе соревнований и тренировочных сборов в городах Харьков, Сумы, Чернигов, Киев, Тысовец, Ворохта, Свердловск, Кировск, Соликамск, Цахкадзор, Отепя, Барнаул, Кирово-Чепецк и др. Всего были опрошены 301 тренер и спортсмен.
Анализ дневников самоконтроля и тренировочных планов. Содержание дневника взято из работы [230] и дополнено нами. Всего проанализировано более 173 дневников учета тренировочного процесса лыжников-гонщиков и биатлонистов различного возраста, включая и членов сборных команд СССР и Украины.
Педагогические наблюдения. На всех этапах исследовательской работы нами широко использовался метод педагогических наблюдений [14, 27, 82, 167]. Объектом этих наблюдений были тренировочные занятия с лыжниками различного возраста и пола.
Наблюдением необходимо было выявить эффективность использования различных упражнений в лыжегоночной, стрелковой и комплексной подготовке биатлонистов различных возрастных групп. Проводились также наблюдения за овладением техникой классических и коньковых лыжных ходов. Оценку производили при помощи специально разработанной таблицы по десятибалльной системе (шкала оценок приведена в приложении). В ходе экспериментов наблюдалась общая и специальная работоспособность детей, подростков и взрослых биатлонистов.
Хронометраж производился для оценки основных действий на огневом рубеже. Определялись: скорость подхода, время, затрачиваемое на изготовку, время и ритм стрельбы. Также в педагогических экспериментах фиксировалось время прохождения соревновательных дистанций и отдельных ее участков.
Киносъемка проводилась аппаратом "Красногорск-3" с электрическим приводом с частотой съемки 48 кадров в секунду. Для уменьшения погрешности измерений и вычислений одновременно с киносъемкой оптико-электронным секундомером фиксировали время преодоления спортсменом исследуемого отрезка дистанции (t1), поскольку частота съемки (n1) не всегда соответствует заданной (n2), истинная частота съемки определялась по формуле:
где t2 - время преодоления исследуемого участка, определенного по кинограмме.
Для определения реального расстояния, пройденного лыжниками, параллельно плоскости движения устанавливалась разметочная рейка с учетом отдаления от плоскости ее движения (рис.2.1). Чтобы найти искомое расстояние (АВ) необходимо определить стороны треугольника по следующей формуле:
Во избежание перспективных искажений, которые зависят от угла сектора съемки (2 f), при изменении пространственно-кинематических характеристик использовался объектив с максимальным для схемы данной кинокамеры фокусным расстоянием 69 мм и относительным отверстием 1:1,9. Кроме этого, для анализа выбирались шаги лыжников, ближайшие к месту съемки (ОА) - линии, перпендикулярной плоскости снимаемого движения. Сектор съемки не превышал 18?.

Рис. 2.1. Определение реальных координат при плоскос