Вы здесь

Особливості порушення психічного розвитку дошкільників із церебрально-орагнічною патологією та основи їх комплексної корекції

Автор: 
Карімова Раушан Бейдаліївна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2002
Артикул:
3502U000438
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХического РАЗВИТИя
ДЕТЕЙ дОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во
времени, выраженное в количественных, качественных и структурных
преобразованиях. Особенностью развития психики являются необратимость
изменений, их направленность, закономерный характер. Изучение онтогенеза
необходимо только в единстве с филогенезом, поэтому научное понимание
онтогенетического развития и его влияние на психические особенности должно
выйти за рамки психологии и обратиться к законам исторического развития
общества, их реализации в жизни и деятельности людей /11, 238/.
Биосоциальная основа развития психики дошкольника, по определению
Л.С.Выготского, характеризуется степенью конвергенции биологических и
социальных факторов развития, которые обеспечивают гармоническое развитие
психической сферы на данном этапе. Однако современная ситуация характеризуется
значительными изменениями как биологических, так и социальных факторов,
определяющих нарушения психики, что на дошкольном этапе имеет особую
значимость.
Особенности психического развития, рассматриваемые в специальной психологии,
определяются положением о соотношении биологических и социальных факторов в
процессе психического развития дошкольника /49, 225, 280/. К биологическим
факторам ребенка относят темперамент, задатки способностей, особенности
протекания внутриутробного периода жизни ребенка. К социальным факторам относят
все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок - тип идеологии,
культурные традиции, религия, уровень развития науки и искусства, которые
определяют принятую а данном обществе систему обучения и воспитания /19, 38,
115/.
Психическое развитие ребенка неразрывно связано с понятием психического
здоровья, которое в общепринятом смысле представляет собой состояние душевного
благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в
бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического
здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах
онтогенеза.
Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание
психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие. Психическое
здоровье создает фундамент для более высокого уровня здоровья – здоровья
психологического, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития,
пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни,
способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно
относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и
свое развитие. Конечно, на каждом этапе развития психологическое здоровье, как
и психическое, имеет свою ярко выраженную возрастную специфику /186, 228/.
Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных
факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности:
во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих
факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций
/53/. В развитии более простых психических функций велика роль биологических,
наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций –
социокультурных. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, языке,
произведениях искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи
взрослых, в процессе общения с окружающими людьми / 194, 216/.
Психическое развитие ребенка в онтогенезе детерминировано влиянием
биологических и социальных факторов, значение которых меняется на различных
возрастных этапах. При этом в дошкольном возрасте начинают доминировать
социальные факторы, которые по данным А.Н.Лукоянова, моделируют биогенетическую
природу психики /135/. Сложная сенсомоторная дифференциация в дошкольном
возрасте определяет формирование психических функций перцепции, внимания,
целенаправленной деятельности, аффективных реакций, мышления, сознания и
является основой для развития первых понятий, умозаключений, категорий
абстрактного мышления /154/.
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского в полной мере обозначила роль
социальных факторов в психическом развитии дошкольников, когда кроме влияния
биологического наследования существенную роль в формировании психического
развития играет социальное наследование и ребенок овладевает окружающим миром,
человеческой культурой, усваивает социальный опыт и знания.
Принцип детерминированного подхода предполагает обязательный учет социальных
факторов жизни ребенка. Эти условия могут глубоко завуалировать истинное
состояние психики ребенка /139, 167, 205/. Так, педагогическая запущенность
может проявляться во всех аспектах личности ребенка и проявляться в
недоразвитии познавательных процессов, узкого объема знаний, речи, умения себя
вести. При этом следует помнить, что педагогическая запущенность не всегда
зависит от материального и культурного уровня жизни семьи, хотя и связана с
ними /231, 302/.
Психическое развитие дошкольника представляет собой сложный процесс созревания
нервной системы, который происходит под влиянием действия различных факторов
окружающей среды на развивающийся мозг. Дошкольный период – это качественно
новая ступень развития ребенка, на которой закрепляются приобретенные ранее
навыки, формируются новые потребности и интересы, развиваются новые виды
деятельности. Биологические факторы являются условием психического развития
р