Вы здесь

Камерний ансамбль: теоретико-культурологічні аспекти.

Автор: 
Польська Ірина Іллівна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2003
Артикул:
0503U000581
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрены общие методологические основы диссертации и дан обзор важнейших
методов анализа, использованных в отдельных ее главах.
2.1. Общие методологические принципы исследования
Методология диссертации представляет собой единый целостный комплекс,
включающий фундаментальные (философские) методы научного познания и различные
частные методы, лежащие в основе теоретического познания отдельных сфер –
культурологии, психологии, эстетики, искусствознания (музыковедения,
театроведения, литературоведения).
Общей методологической основой диссертации являются диалектический метод, метод
историзма и непосредственно связанный с ними принцип детерминизма. Значительную
роль играют методы терминологического анализа и операционализации понятий [577,
51], научной индукции, аналогии [533; 235], гипотетико-дедуктивный метод [533],
а также метод компаративизма, основанный на сравнительном анализе явлений,
принадлежащих к различным сферам духовной культуры. В целях всесторонности и
комплексности исследования используются системно-структурный и
структурно-функциональный методы; в целях выявления основных механизмов
функционирования изучаемых процессов и явлений – методы структурного,
графического и игрового моделирования.
Диалектический метод лежит в основе важнейшей для данного исследования
концепции диалога в искусстве и культуре и опирающейся на нее концепции
ансамблевости и ансамблевого диалога; метод историзма нашел наиболее полное
отражение в IV («Генезис и эволюция камерного ансамбля»), VI («Социальная
специфика ансамбля») и VII («Эстетика камерного ансамбля») главах, где
воплощена историко-культурологическая концепция работы; системно-структурный и
структурно-функциональный методы – в V главе («Жанровая система камерного
ансамбля»); методы структурного, графического и игрового моделирования – в VIII
главе («Ансамблевость и проблемы коммуникативности в музыкальном
исполнительстве»), где предложен ряд ролевых моделей ансамблевого
взаимодействии и их графических схем; методы терминологического анализа и
операционализации понятий – в III главе («Понятие ансамбля»), где исследуются
понятия «ансамбль» и «камерный ансамбль» и вводится в научный обиход категория
«ансамблевость»; а также в V главе («Жанровая система камерного ансамбля»), где
анализируются уровни жанровой стабильности ансамбля в аспекте категорий
константности и релятивности.
Методы научной индукции, аналогии, гипотетико-дедуктивный метод как типы
логических умозаключений [533; 235] применяются прежде всего на уровне
выдвижения гипотез и концепций – в ходе обобщения накопленного эмпирического и
теоретического материала, сравнения явлений и процессов, выявления основных
тенденций функционирования ансамблевых жанров и ансамблевого взаимодействия.
Помимо указанных общих методов, в диссертации применяются специальные методы
исследования, принятые в культурологии, литературоведении, театроведении, и
сугубо музыковедческие методы научного анализа, обращение к которым обусловлено
самим характером проблематики. В процессе исследования автор использует не
только теоретические, но и эмпирические методы научного познания, опираясь на
результаты собственного многолетнего практического опыта музыканта-исполнителя
(солиста и ансамблиста), пианиста-педагога и музыковеда.
Методологическая направленность диссертации в целом непосредственно
предопределена теоретико-культурологическим аспектом исследования, избранным
автором в качестве основного.
Методологической основой анализа феноменов музыкального ансамбля и
камерно-ансамблевой культуры является культурологический подход на основе
принципа культурантропоморфизма (М. Блок, Ж. Ле Гофф), нашедший наиболее полное
отражение в VI главе («Социальная специфика ансамбля»), а также в IV, VII и
VIII главах. Диссертационная проблематика исследуется в феноменологическом,
социокультурном и психолого-коммуникативном аспектах, что способствует
комплексному изучению особенностей камерно-ансамблевой культуры и позволяет
видеть в характеристиках ансамблевых жанров черты человеческих личностных
взаимоотношений. Специфика камерного ансамбля и ансамблевой культуры
рассматривается также в семантико-категориальном аспекте.
В процессе анализа феноменологической специфики камерного (прежде всего
камерно-инструментального) ансамбля и его исторической эволюции диссертанта
особо интересуют онтологические, историко-социальные, культурологические,
коммуникативные и эстетические аспекты функционирования ансамбля, проблемы его
жанровой терминологии и типологии, а также вопросы ансамблевости как таковой,
«космоса ансамбля», согласованности и упорядоченности его как целостной системы
гармоничного совместного взаимодействия, идеально отрегулированной общности.
Именно сквозь призму этой ансамблевой общности и указанной проблематики в
работе рассматриваются различные явления культуры, искусства, социальной жизни.
В процессе исследования диссертант приходит к чрезвычайно важному, хотя и
парадоксальному на первый взгляд, выводу методологического характера:
ансамблевые принципы являются фундаментом всего музыкального искусства и
культуры.
Автор сознательно ограничивает тематические границы исследования исключительно
традиционными европейскими формами бытования и функционирования
камерно-ансамблевой культуры, оставляя за его пределами многие важные явления
ансамблевой культуры, требующие самостоятельного изучения – в частности,
вопросы генезиса, эволюции, жанровой специфики и эстетики ансамблевых форм
музыкального