Вы здесь

Генеза і трансформація міфопоетичних парадигм у російській прозі 30?х років ХХ століття.

Автор: 
Корнієнко Оксана Олександрівна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2007
Артикул:
0507U000295
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ II
МОДИФИКАЦИИ МИФОПОЭТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОИСКОВ РУССКОЙ ПРОЗЫ МЕТРОПОЛИИ З0-х ГОДОВ ХХ ВЕКА.

II. 1. Критерии классификации базовых мифопоэтических моделей

Вычленение тех или иных моделей и их классификация (речь идет о разных видах, т.е. моделях вообще - О. К.), бесспорно, является необходимой и существенно важной задачей науки (литературоведения, культурологии, искусствоведения и др.), которая неизбежно сталкивается с определенными трудностями в силу многих факторов.
Прежде всего, дефиниция и дифференциация моделей относится к сфере теоретических построений, оперирующих категориями логически. Художественная же практика наглядно демонстрирует, что та или иная модель, как правило, не функционирует в своем чистом виде, потому вычленение ее всегда условно. Определение инвариантной структуры моделей затрудняется пестротой вариаций и модификаций как единичной модели, так и всего их комплекса, в котором каждая из его составных вступает в сложные системы взаимоотношений. Модели в динамике развития культуры не изолированы и являют сложную систему корреляций: сближений, совмещений, взаимодополнений, взаимопереходов, взаимоотталкиваний и т.п., которая проявляется как в истории литературы вообще, так и в любом отдельном произведении в частности. Система корреляций моделей в свою очередь поддерживает феномен целостности литературы.
При всей сложности задачи вычленения и систематизации тех или иных моделей, нельзя не согласиться с замечанием А. Ф. Лосева, что "без теоретической классификации невозможно понять историческое явление во всей его полноте, а без истории невозможно понять теоретические категории во всей их конкретности" [Лосев 1994: 240].
В литературоведческой науке исследуются различные виды моделей, при этом используются разнообразные системы классификаций, принципы и критерии, заложенные в их основу.
Так, например, Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский, рассматривая тип механизма самосознания русской культуры, вычленяют дуальные модели, которые, по мнению ученых, вплоть до конца XVIII века определяли ее специфику. Принципиальная полярность, двуполюсность ценностных полей при отсутствии нейтральной аксиологической зоны существенно отличали русскую культуру от западноевропейской [Лотман, Успенский 1977: 3-36].
Модели художественного стиля анализирует А. Ф. Лосев, намечая генетический, онтологический, жанровый, структурно-композиционный, исторический принципы классификации. Ученый обнаруживает в основе стилей первичные модели, почерпнутые писателями из: а) неорганической природы; б) органической и неодушевленной природы; в) мира одушевленной, но дочеловеческой природы; г) одушевленной и разумной природы; д) модели, взятые из области литературы, искусства, науки и т.д. Онтологическая классификация моделей стиля включает, по Лосеву, модели-мифы, сказочные модели, вообще фантастические элементы в литературе и т.п. [Лосев 1994: 169-274].
Оригинальную типологию моделей художественного видения-отражения действительности выявляет и исследует в русской прозе 70-80-х годов ХХ века Л. И. Шевченко [Шевченко 1995]. Исходя из положения, что "каждой культурно-исторической формации присуща своя глобальная модель видения и осмысления мира, которая воплощается во всей совокупности художественных полотен, запечатлевающих индивидуально-авторские видения, находящиеся с ней в отношениях отталкивания и притяжения" [там же: 14], ученый выстраивает классификации моделей, предлагая комплекс конкретизирующих признаков (см. подробнее стр. 26-28 указанного источника). "По широте охвата попадаемого в поле зрения автора материала, концептуальным пространственно-временным параметрам, преобладающей универсальности (целостности) или фрагментарности воссоздаваемой картины", Л. И. Шевченко разделяет дискретные и универсальные модели. Они, в свою очередь, "в зависимости от наличия или отсутствия отраженной в них иерархизированной системы ценностей, концептуальных представлений о должном и прекрасном, подразделяются на векторные и скалярные..." [там же: 25-26]. Детальный анализ значительного количества произведений русской прозы 1970-80-х годов позволил исследовательнице обнаружить модификации десяти типов художественного видения-отражения действительности (официозные и альтернативные им архаические, традиционно-гуманистические, утопические типы векторных моделей дискретного художественного видения-отражения действительности, а также инновационные, фикциональные, натуралистические, инерционные типы скалярных моделей дискретного художественного видения-отражения, концептуальные, художественно-аналитические и философско-поэтические модели универсального видения-отражения). Прослежена система связей указанных типов моделей с различными типами функционирующих в данной культурно-исторической формации культур.
Классификационная система, разработанная Л. И. Шевченко, группирующая материал по вне тематическим и жанрово-стилевым признакам, демонстрируя особенности художественного творчества в динамике литературного развития, открывает возможность новых оценок происходящих в литературе процессов. Кроме того, предложенная система типов моделей, отличается универсальным характером, поскольку, как представляется, применима к анализу не только рассматриваемого ученым периода, но и к словесному искусству иных культурно-исторических формаций.
Не только названные, но, безусловно, и другие, разработанные литературоведческой наукой классификационно-типологические системы моделей способствуют осмыслению специфики глубинных структур и механизмов динамики литературы во всей полноте ее дифференциальных составляющих.
Предмет исследования неизбежно диктует характер классификационной системы. Вычленение типологических рядов мифопоэтического континуума обнаруживает специфичные для данной системы построения, не исключающие многообразия заложенных в их основу критериев: генетического, онтологического, структурно-семантического.
Как представля