Вы здесь

Психофізіологічні основи попередження дезадаптації студентів перших років навчання

Автор: 
Соколова Ірина Михайлівна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2008
Артикул:
0508U000547
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА выборки и
МЕТОДический аппарат ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика выборки
В данном разделе представлена содержательная характеристика методической
составляющей психофизиологических основ предупреждения дезадаптации студентов.
В основу исследования было положено массовое динамическое исследование
студентов в естественных условиях. Репрезентативная выборка составила 654
человека и включала в себя студентов обоего пола на первом и втором году
обучения в Харьковском государственном медицинском университете (406 студенток
и 248 студентов), всех факультетов, находящихся на бюджетной и контрактной
форме обучения в возрасте от 18 до 24 лет. Отличительной особенностью данного
исследования было изучение выборки студентов разного пола и однородного по
возрастному признаку и условиям жизни и обучения на первом и втором курсах.
Среди студентов преобладают женщины, что, по нашему мнению, определяется
особенностями профессиональной направленности медицинского ВУЗа и традиционным
образом характеризует медицинского работника, который, прежде всего,
ассоциируется именно с женщинами.
У всех исследованных студентов осуществлялся контроль за процессом адаптации и
возникновением дезадаптации с помощью психофизиологических и
экспериментально-психологических методов. В целях наиболее раннего выявления
дезадаптивных состояний, исследование студентов проводилось в начале учебного
года (первый и второй курсы). Важное значение придавалось методам
математической обработки полученных данных, которые включали в себя, как методы
математической статистики, так и теории вероятности [75, 78, 290].
Средний возраст исследованных нами студентов при поступлении в ВУЗ составил
19,4±0,1 года, причем 64,4% студентов 1-го курса - старше 18 лет (рис. 2.1). По
нашему мнению, это связано с относительно высокой частотой студентов со средним
медицинским образованием или стажем работы до поступления в университет, что
таким образом свидетельствует о высокой мотивации и профессиональной
ориентированности студентов.
Рис.2.1 Возрастная характеристика выборки студентов 1-го курса
Уже на первом курсе 68,1% студентов отмечает социально-бытовую неустроенность,
связанную, в первую очередь, с изменившимися условиями проживания (общежитие,
уход из дома и т.д.), нарушение режима питания и распорядка дня. На втором
курсе процент студентов с неудовлетворительными социально-бытовыми условиями -
17,8%.
Характеристика студентов выборки исследования по социально-демографическим
особенностям представлена в таблице 2.1 Как видно из приведенных данных,
большинство студентов (64,2±1,9%, р?0,001) большую часть жизни прожили в
большом городе, значительно меньше – в маленьком городе (24,6±1,7%, р?0,001)
или сельской местности (11,2±1,2%, р?0,001).
Таким образом, в основном, для большинства студентов не являются актуальными
проблемы адаптации к изменившимся условиям проживания в связи с переездом в
большой город. Однако, 35,8% студентов (сельских жителей и жителей небольших
городов), как правило, имели существенные проблемы социально-бытового
характера, связанные с необходимостью проживания в общежитии, в отрыве от дома,
особенно на 1-м курсе.
Таблица 2.1
Социально-демографические особенности студентов (%)
Показатель
Муж.
Жен.
Всего
Большую часть жизни проживал(а) в
- большом городе
- маленьком городе
- сельской местности
60,6±3,2
66,3±2,3
64,2±1,9
29,6±3,0
21,7±2,0 *
24,6±1,7
9,9±2,0
12,0±1,6
11,2±1,2
Проживает:
- дома
- в общежитии
- снимает комнату
68,5±3,1
74,1±2,1
72,1±1,8
21,7±2,7
16,2±1,8
18,1±1,5
9,9±2,0
9,7±1,4
9,8±1,2
На дорогу к месту учебы обычно уходит
- не более получаса
33,3±3,1
30,9±2,3
31,7±1,8
- до 1 часа
30,9±3,0
33,9±2,3
32,8±1,8
- более 1 часа
35,8±3,2
35,2±2,3
35,4±1,9
Семейный статус
- холост (не замужем)
97,0±1,1
91,9±1,3 **
93,8±0,9
- женат (замужем)
3,0±1,1
7,0±1,2 *
5,5±0,9
- разведен(а)
1,1±0,5 *
0,7±0,3
Продолжение таблицы 2.1
Наличие детей
- нет детей
98,5±0,8
95,5±1,0 *
96,6±0,7
- 1 ребенок
1,5±0,8
3,3±0,9
2,7±0,6
- 2 и больше детей
1,2±0,5
0,7±0,3
Примечание: здесь и далее достоверность различий между
мужчинами и женщинами * - р?0,05; ** - р?0,01; *** - р?0,001.
В тоже время данные, приведенные в таблице 2.1, показывают, что 27,9% студентов
1-го курса (21,7% мужчин и 16,2% женщин) проживают вне дома, т.е. в общежитии
или снимают комнату. Очевидно, часть студентов, живущих в пригороде,
отказывается от общежития и вынуждена ездить на занятия пригородными
электропоездами или автобусами, причем более 1/3 студентов ежедневно тратят на
дорогу к месту учебы и обратно более двух часов.
Большинство исследованных нами студентов являются холостыми (97,0% мужчин и
91,9% женщин, р?0,01) и не имеют детей (98,5% мужчин и 95,5% женщин, р?0,05).
Еще 1,1% студенток на момент исследования находились в состоянии развода. В то
же время женатыми (замужем) были лишь 3,0% студентов-мужчин и 7,0% женщин
(р?0,05). Также нечасто в семьях студентов были дети (1,5% у мужчин и 4,4% у
женщин).
Сложности в адаптации к учебной деятельности в вузе и увеличение субъективных
трудностей в усвоении учебного материала свидетельствует о возникновении
учебной дезадаптации, что обнаружено у 17,8% студентов первого курса и у 44,4%
второго курса. В то же время психологическое неблагополучие в учебной
деятельности, связанное с оценкой собственной успеваемости и учебных достижений
отмечает 26% мужчин и 24% женщин. Нарушения адаптации к учебному коллективу уже
на первом курсе отмечает 9,6% студентов, а ко второму курсу только 7,6%. При
э